03.07.2023 13:38
Аналитика.
Просмотров всего: 22215; сегодня: 28.

73% россиян предпочтут починить сломанную вещь, а не купить новую

73% россиян предпочтут починить сломанную вещь, а не купить новую

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса, проведенного в рамках спецпроекта с РИА Новости, о потребительских предпочтениях россиян на фоне санкций, инфляции и ухода привычных брендов. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Алексей Верижников, директор ВЦИОМ Консалтинг:

«Во время эпидемии коронавируса делались прогнозы, что торговые центры будут постепенно отмирать. В теории их должны были заменить шоурумы, где товары, условно, можно “пощупать” руками, а потом заказать через интернет-доставку, постольку так намного дешевле. Однако в России торговые центры — это не просто точки продаж, но и места социализации и проведения досуга. В небольших российских городах торгово-развлекательные центры часто являются почти единственным “цивильным пространством”, куда можно прийти с семьями, чтобы провести время. 

Кроме того, шопинг, в особенности для женщин — это прежде всего эмоции и особый вид досуга. Важна атрибутика и атмосфера места продажи — бутик или красивый торговый центр. Что же касается интернет-доставки, то она не дает таких эмоций, это просто экономия денег. 

Западные санкции не обрушили российскую экономику, а только несколько усложнили ей жизнь. Поэтому полная “отмена” торговых центров как класса не удалась ни пандемии, ни тому состоянию экономики и социума, которое мы называем кодовым словом “турбулентность”».

Дорогостоящие товары — это…

«Дорогостоящий товар» — понятие относительное. Потребитель трактует его исходя из своих финансовых возможностей, социального положения, образа жизни: для одних это роскошные спорткары и драгоценности, для других — качественные продукты питания и одежда. Как показывают результаты исследования, спектр ответов россиян о дорогостоящей продукции достаточно широк. К таковой они относят прежде всего товары длительного пользования, нежели предметы роскоши.

Автомобили / автозапчасти — первое, что приходит на ум большинству россиян при упоминании дорогостоящих товаров (56%), что в целом подтверждается официальной статистикой. Согласно данным Росстата, новая иномарка вошла в топ-10 подорожавших товаров минувшего года — годовой прирост ее цены составил 39,11%. Недвижимость, в том числе загородная — земельный участок, дом или дача, — расположилась на второй строчке народного рейтинга (42%), бытовая / электронная техника — на третьей (27%). Для каждого пятого дорогостоящими являются продукты питания — овощи, фрукты, мясо, морепродукты и др. (21%). В группе 60+ лет и россиян с низким потребительским статусом в тройку самых популярных ответов вошли продовольственные товары (26% и 37% соответственно).

Менее охотно к дорогостоящим товарам россияне причисляют предметы гардероба — одежду и обувь (8%), мебель и стройматериалы (по 6%). Предметы, имеющие не только материальную, но и художественную, историческую ценность (антикварные вещи, ювелирные украшения, драгоценности), назвали еще 8%, вдвое реже звучали атрибуты богатой жизни — самолеты, яхты, вертолеты (4%). В единичных случаях упоминались такие категории товаров, как компьютеры и гаджеты (по 3%), лекарства и медицинские услуги (3% и 2% соответственно), бензин и бытовая химия (3% и 2% соответственно). Несмотря на ощутимый рост цен на путешествия, они также оказались в аутсайдерах (2%).

С улучшением материального положения назвать дорогостоящие товары становится затруднительнее. В группе с низким потребительским статусом содержательный ответ смогли дать 94% опрошенных, в группе с высоким — 83%.

Чем выше материальная обеспеченность, тем чаще в ответах россиян фигурируют такие категории товаров, как недвижимость и предметы роскоши — антиквариат, драгоценности и др. Например, граждане с высоким и средним материальным положением называли недвижимость в 1,5 раза чаще, чем менее обеспеченные (44-45% vs. 30%). Обратная ситуация наблюдается в случае с продуктами питания, бытовой техникой, одеждой и мебелью. Так, покупка последней проблематична для 11% россиян с плохим материальным положением и только для 3% — с высоким.

Стабильность — признак мастерства?

За последний год более чем у трети россиян изменились покупательские стратегии (38%), в том числе 34% отметили, что стали реже приобретать дорогостоящие товары, тогда как чаще покупки такого рода начали совершать 4%. Ничего не изменилось за рассматриваемый период у 57% россиян. Сохранить потребление дорогой продукции на прежнем уровне удалось в первую очередь высокообеспеченным гражданам (71%) и работникам бюджетных организаций (65%).

Любопытно, что ответы на данный вопрос весьма схожи у москвичей/петербуржцев и жителей сельской местности — большинство в этих группах отмечают неизменность потребительских привычек (62% и 63% соответственно). По-видимому, солидарность горожан и сельчан кроется в разном видении дорогостоящих товаров.

Офлайн vs. онлайн: и вновь продолжается бой!

Благодаря пандемии шопинг в интернете прочно вошел в нашу повседневность. Достаточно всего пары кликов мыши, чтобы выбрать и заказать нужный товар, который в кратчайшие сроки будет доставлен прямо домой. Однако, когда дело касается дорогих покупок, российские потребители отдают предпочтение привычному офлайн-шопингу. В общей сложности традиционный ритейл для приобретения дорогих товаров выбирает каждый второй россиянин (48%), в том числе 29% не видят ему альтернативы («покупают только в обычном магазине»). Приверженцами интернет-шопинга можно назвать 16% наших сограждан, включая 3% заядлых любителей онлайн-шопинга, совершающих покупки только в сети. Еще четверть россиян придерживаются золотой середины и делают дорогостоящие онлайн- и офлайн-покупки с одинаковой частотой (24%). Лучше всего маневрировать между двумя форматами шопинга удается молодым людям 18-24 лет (42%).

Типичный приверженец офлайн-покупок — россиянин в возрасте 45 лет и старше (45-59 лет — 51%, 60+ лет — 64%), со средним образованием и ниже (64-70%), проживающий в небольшом городе с населением до 100 тыс. человек или селе (53% и 64% соответственно) и предпочитающий телевидение интернету (78%).

Среднестатистического сторонника онлайн-покупок отличают молодой возраст (25-34 лет — 28%), наличие высшего образования (23%), проживание в одной из столиц (28%) и активное пользование интернетом (29%).

По мнению россиян, с той или иной периодичностью совершающих дорогие покупки в обычных магазинах (доля группы — 72%), главное преимущество офлайн-формата — возможность посмотреть, пощупать товар и оценить его качество (45%). Заметно реже упоминают более низкие цены в сравнении с маркетплейсами (11%), 9% привлекает высокая скорость покупки («не надо ждать доставки / взял и купил»), 7% — возможность приобрести в обычных магазинах продукты питания (7%). Еще для 6% важна консультация продавца, для 5% — наличие акций и скидок.

Топ-3 преимуществ онлайн-покупок в представлениях тех, кто допускает покупку дорогостоящих товаров через интернет (доля группы — 40%): выгодная цена, мобильность («не нужно выходить из дома / заказ из любого места») и широкий ассортимент (39%, 31% и 27% соответственно). Еще 18% привлекают удобство и скорость доставки, 8% — акции, скидки, кешбэк, 7% — наличие отзывов о товаре. По 6% отметили легкость выбора, а также те категории товаров, которые предпочитают заказывать онлайн (одежда, бытовая техника, электроника), 5% — возможность сравнения товаров у разных продавцов.

Чинить нельзя купить.

Тренд на осознанное потребление все чаще заставляет задуматься, как поступить со сломанной вещью — подобрать ей замену или дать новую жизнь. На сегодняшний день большинство россиян придерживаются второй стратегии: 73% в случае выхода из строя каких-либо предметов обихода предпочитают их отремонтировать, в том числе 46% принимают наиболее экономное решение — чинят самостоятельно или просят помощи у соседа, еще 27% отдают вещь в ремонтную мастерскую. Приобретают новый товар на замену сломанного 18% опрошенных.

Решение о судьбе сломанного товара принимается исходя из имеющихся ресурсов. Россияне с хорошим материальным положением вдвое чаще россиян с плохим материальным положением покупают новую вещь (26% vs. 13% соответственно). Последние более чем в половине случаев ремонтируют изделие самостоятельно (56% vs. 43-45% среди граждан с высоким и средним уровнем благосостояния).

О вернувшихся брендах.

На фоне событий минувшего года, санкций и ограничения импорта произошел массовый отток западных брендов из России. Некоторые зарубежные компании полностью остановили деятельность в стране, часть — перешли в собственность государства или нашли новых владельцев в лице российских предпринимателей, а другие «переоткрылись» под новым брендом. Возвращение иностранных компаний под другим названием россияне воспринимают преимущественно нейтрально (54%), особенно молодежь 18-24 лет (71%). Положительное отношение декларирует каждый пятый (21%), отрицательное — 18%.

Позитивный настрой чаще присущ жителям городов с населением 500-950 тыс. человек и больше (26% vs. 16-19% в менее крупных населенных пунктах). По-видимому, это связано с представленностью и доступностью западных брендов именно в крупных городах, в результате чего для жителей более актуально их возвращение.

Ранее 71% россиян отмечали, что в случае отсутствия нужных товаров определенной иностранной марки в России они отдадут предпочтение другому доступному в стране бренду. Лишь каждый восьмой будет искать способ приобрести товар из-за рубежа (12%) и только 6% дождутся его появления в России или откажутся от покупки (6%).


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9777 публикаций
Сайт: wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/shoping-v-rossii-trendy-vyzovy-orientiry
Поделиться:

Интересно:

80 лет назад советский разведчик Ботян спас от разрушения город Краков
18.01.2025 09:03 Интервью, мнения
80 лет назад советский разведчик Ботян спас от разрушения город Краков
18 января 1945 года диверсионной группе под командованием советского разведчика Алексея Ботяна удалось спасти один из красивейших городов Европы — польский Краков — от уничтожения немецко-фашистскими войсками. Они собирались взорвать и затопить его вместе с жителями. Но этим планам не суждено было...
Как школьники Москвы завоевывают медали на международных олимпиадах
17.01.2025 09:07 Новости
Как школьники Москвы завоевывают медали на международных олимпиадах
Расшифровать информацию, сохранить экологию, разобраться в тонкостях корякского языка и отыскать на небе все созвездия — с этими и другими задачами могут справиться столичные школьники — победители международных олимпиад. В 2024 году москвичи привезли домой 24 медали: 19 золотых, три серебряные и...
Олег Газманов отобрал 102 конкурсанта для музыкального проекта
15.01.2025 23:13 Новости
Олег Газманов отобрал 102 конкурсанта для музыкального проекта
13 января на площадке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) состоялось заседание жюри проекта Олега Газманова «Родники.Дети». Оно определило предварительный состав финалистов этого сезона. Ими стали более 100 талантливых детей. Приём заявок был закрыт 1 декабря. В конкурсе могли...
Нововведения в законодательстве для МСП в 2025 году
15.01.2025 18:32 Консультации
Нововведения в законодательстве для МСП в 2025 году
Начало 2025 года сопровождает ряд нововведений, которые напрямую касаются представителей малого и среднего предпринимательства. Важно не пропустить эти изменения, чтобы работать в соответствии с обновленными нормами и правилами.  В первую очередь речь идет о налогах и взносах:  ...
Оценку школьных знаний россиян по истории дали в ВЦИОМе
15.01.2025 15:14 Аналитика
Оценку школьных знаний россиян по истории дали в ВЦИОМе
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса по оценке школьных знаний россиян по истории. Предмет, который важно знать Согласно августовскому опросу, история входит в тройку самых полезных школьных предметов по версии россиян (30%), уступая математике...